skunk_69 (skunk_69) wrote,
skunk_69
skunk_69

Крымские татары и крымские набеги. Разбор полётов.

Внимательно почитав свою статью, подумал, что некоторые пояснения всё таки нужны, да наверное и картинки для наглядности придётся вставить. А то, когда пишу, забываю, что то, что для меня само собой разумеется, для людей не умеющих и не хотящих думать и анализировать, может показаться непонятным, в общем, пока зубы и время есть, буду жевать
>Кто виноват? Будет наверное очень
>оригинальным если я скажу, что это не евреи...однако, к
>сожалению, сказать этого не могу...они родимые, Фиркович мне
>в помосчь...

Многие наверное не знают кто такой рэбэ Абрам Шмулевич Фиркович, а это такой иудейско-караимский "учёный" уничтоживший огромное количество реальных документов и подделавший раза в три больше, это умник в одну харю выдумавший пресловутых хазар-иудеев, великий фальсификатор истории.

>Крошечные подвижные степные орды всего навсего обслуживали
>жидовско-армянское купечество Крыма, обслуживавших в свою
>очередь своего перманентного контрагента Истанбул,

Собственно они даже в середине Х1Х века имели крошечную численность. По «Ведомости об инородцах, кочующих в Ставропольской губернии» в 1850 г. числилось: калаусо-саблинских, калаусо-джембойлукских и бештавокумских ногайцев – 27 124 чел., ачикулак-джембойлукских и едисанских – 7600 чел., караногайцев и едишкульцев – 38 819 чел. А вот неплохой обзор о численности калмыков http://www.historica.ru/index.php?mode=threaded&pid=540102&showtopic=10444 а уж калмыки-то завсегда и с большим прогибом нагибали и ногайцев и татарцев, а об киргиз-кайсаков вообще регулярно ноги вытирали

>само Крымское "ханство" ничего общего с централизованным
>государственным образованием не имело, всего лишь
>конгломерат владений, колоний и торговых полисов,
>подчинённых торговым корпорациям, этаким "агентствам по
>рабскому трудоустройству бомжовского населения проходного
>двора", собранных на одном фактически острове.

>Нужны реальные цифры? Пожалуйста, пользуйтесь:
>
>В степях Причерноморья на к.XVIII века занимали 1)Буджакская
>орда - 4 племени в 1790 г.- 6.404 чел.(13 аулов),
>2)Едисанская орда - 5 племён в 1790 г.- 19.551 чел.(26
>аулов), 3)Джембойлукская орда - 5 племён в 1790 г.- 8.072
>чел.(11 аулов), 4)Едичкульская орда - 4 племени в 1790 г.-
>4.989 чел.(6 аулов).

на лошади крымчак справа ногайцы и крайний справа черкес.

>Крымское ханство имело население до 54 тыс.чел.(до 36
>тыс.чел. мусульман, ~9.200 чел. греков, 1.180 армян, до
>3.200 цыган, ~2.600 чел. караимов (такие еврейцы говорящие
>по татарски ( вот они настоящие ХАЗАРЫ!!!)) и свыше полутора
>тысяч поселенцев различного происхождения.
>
>Т.н. Генуэзская Газария, или владение Оттоманской поры в
>Крыму, имела население 23.963 чел. ( из них:~2.000 чел.
>генуэзцев, 12.598 армян, 5.395 греков, 219 грузин, 161
>валах, крымчаки до 800 чел. ( тоже еврейцы говорящие по
>татарски, но со своими прибамбасами ( не припомните как там
>в истории хазарии? было ли разделение правильных и
>неправильных (которых меньшинство и они двинули на запад)))
>и 2.790 чел. мусульман (тоже наверное крымские татары,
>просто тогда об этом не знали).
>
>Княжество Феодоро имело население от 9 до 13 тыс.чел. румеев
>( интересный такой конгломерат "христианских" народов (
>греков, алан-осетин, армян и готов-тетракситов (что за зверь
>такой и с чем его едят гадать не буду, "тетракситы" - это
>"из 4-го отряда", видимо вездесущие немцы-наёмники
>составляли только четверть из мангупской торговой
>корпорации)), православные, говорят по гречески, одеваются
>по скифски, правит армянская династия Гаврас )
>
>Ну и до кучи "Малые ногаи" на XVIII века насчитывали ок. 16
>тыс.чел. ( в 1790 г.- каракитаи ~5.400 чел. обоего пола )

Чтобы вы представляли себе как выглядят различные представители населения Крыма сделаю вам подборочку моих любимых фотографий Х1Х-н.ХХ века:
это ногайцы
а это жители княжества Феодоро
а это жители Газарии
это татары
а это караимы
и крымчаки
а это крымские цыгане
Ну а теперь скажите, если бы не было подписи, вы бы угадали кто из этих басурман кто

Далее разберём собственно поход, где я постараюсь разложить всё по полочкам, чтобы каждый мог понять всю экстраординарность этого события.

Для начала наверное нужны разъяснения по собственно так сказать "вооруженным силам" Крымского ханства, собственно говоря их никогда не было, а вся эта ботва про многосоттысячные походы "на Берлин!!!" она собственно говоря ботва и есть, вырвать, выкинуть, и тут же забыть. Даже если просто на секундочку задуматься о том, что 300-800 султанских янычар поплёвывая семечки шугали весь Крым до истерических припадков, а пару тысяч суворовских бойцов всем Крымом вместе с турецкими армиями просто зад подтирали, даже если ты полный идиот, всё равно должен уже догадаться, что с армиями у Крымского ханства, даже в несколько тысяч, завсегда была полная беда.

Долго штудируя данные по генуэзским колониям в Крыму, смог насчитать на всю подвластную торговой республике территорию МАКСИМУМ, жестоко округляя в большую сторону, 600 бойцов. Да, они были профессиональные наёмники (причём европейцев было не более 1/3, остальные местные), но даже так, если бы Крымское ханство обладало бы хотя бы десятой долей от заявляемой численности "татарской" армии, разбросанные по крепостям отряды генуэзского Капитанства Готия просто конским навозом закидали бы (а как же, ведь "источники" утверждают, что у каждого крымского татарина по 2-3 заводных коня! )

Ну или то же Феодоро, даже если принять самую оптимистическую численность населения в 13 тыс.чел., да ещё если учесть, что они таки провели поголовную мобилизацию и общее ополчение составило таки 12-13% от общей численности населения, и то даже до 1.700 не дотягивает, а это согласитесь маловато и если судить по Генуэзской Газарии воинские силы Феодоро 300-400 бойцов...

Ладно, разбираем дальше.

>Ну и кто же затеял такую авантюру? Оказывается султан Селим.
>Неуравновешенный султан , жаждавший военной славы ,
>рассчитывал через захват Волжско-Донского соединения на
>возможность легкой, казалось, победы над Персией путем
>постоянной блокады персидских прикаспийских владений сильным
>турецким флотом.

Про "блокады персидских прикаспийских владений сильным турецким флотом" как вы понимаете взято мной у какого-то туповатого кабинетного академика, Астрахань, как форпост и перевалочный пункт торговых корпораций, мало того, что не имела своего флота, так его ещё и построить не из чего было, ну не растёт в пустынях строевой лес...А то, что Селим после жестоких трёпок на западе и юге хотел поправить пошатнувшийся имидж казалось бы лёгкой победой в безлюдном Прикаспии, запросто может быть.

>Итак 31 мая Касим-паша двинулся из Азова в поход по суше с
>санджаками, спагами и янычарами (1000 человек) и с 12
>пушками «полковыми невеликими»; на судах из Азова, Доном до
>Переволоки, была отправлена тяжелая артиллерия с 800
>янычарами и 2000 гребцами и людьми, «которым суда волочити».
>«И те, деи, не бойцы, а сидят, деи, в судах перекованы».
>«Станов» (остановок) предполагалось сделать от Азова до
>Переволоки Доном — 20, на Переволоке до Волги — 3, а по
>Волге до Астрахани — 10 станов; всего, следовательно,
>предполагалось сделать 32 остановки. Если не удастся взять
>приступом астраханскую крепость, то на «старом городище»
>сделают «город», т. е. укрепления, где и засядет Касим-паша
>с турецким войском.

Обратите внимание на переход от Азова до Астрахани предполагалось 32 суток, т.е. как и положено 30 км в сутки, а теперь вспомните как оторванные от реальности профессора от истории взахлёб зассказывают о молниеносных перемещениях 100-тысячных крымско-татарских армий под Москву на расстояние больше практически на треть, с последующим погромом и "от 60 до 150 тысяч уведённых в рабство и от 10 до 80 тысяч погибших" слава ТИдерастическим идиотам, с ними я никогда не соскучусь

> Всего в войске Касым-паши было 3 санджака (полководца), а с
>ними 1500 спагов и их людей, 1800 янычар, 100 пушкарей, 2000
>гребцов «и которым суды волочити»; 220 судов и 400 телег.
>Кроме того турецкий экспедиционный корпус сопровождало до
>4000 набранных наёмников из крымских татар и малых ногаев из
>которых до 1/4 составляли всадники.

Вот оно! всего-то "до 1/4 составляли всадники", какие там нахрен 2-3 заводных коня?! у них всадников-то едва четверть была!! далее по тексту будет подтверждение моему выводу (дай бог здоровья безымянному специалисту который провёл это добросовестное исследование, и мне, что я его исследование нашёл )

>Согласно документам тогдашний крымский хан: "Девлет-Гирей
>принужден был начать собирать войско.

Ещё одни золотые слова "принужден"(!), какие нахрен регулярные походы?! его султан ПРИНУЖДАЛ!!!

>В марте он приказал «кликать» (объявлять) в Бахчисарае и других
>городах, чтобы все были готовы к концу апреля («к Егорьеву дню»,
>как поясняли московские послы); продовольствие захватили бы по
>батману проса на одного человека, на пять человек одну телегу.

Вот и всё! Оказывается "многотысячные крымско-татарские конные армии" передвигались на...ТЕЛЕГАХ?! по пять рыл на штуку!! х-хе-х, коннички

>Собирая людей и готовя провиант, Девлет-Гирей
>отправил закупать коней и к Волошскому воеводе, который к
>начале мая прислал вместе со своим послом «Варколаном Иваницею»
>200 лошадей, да крымский гонец купил в Валахии еще 500 голов.

Вы можете себе представить смысл написанного?! В Крыму тупо не было своих коней для похода!! Лошадей крымчаки закупали у мулдаван, такие вот конные армии Крымского ханства...

>От Касима-паши в Кафе хан взял на «жалованье»
>своим воинам 1000 тегиляев, 3000 кафтанов, 3000 пар сапог" ,
>чтобы стимулировать крымского хана, Селим прислал ему
>безвозмездно «на подъем» для войска: "70 доспехов, 70
>шеломов и 3000 батманов пшеницы, арпы и проса" , а к
>середине мая было прислано также: "30 тысяч золотых, 1000
>кафтанов, 1000 сапог, 1000 сабель, 300 «портищ» бархата,
>камок и атласов золотых на тягиляи татарам. Султан также
>успокаивал хана, что вышлет из Стамбула в полное
>распоряжение хана всех его недругов".

Вот так! Все 4 тысячи крымских татар и малых ногаев были снаряжены за счёт султана, всё по списку, причем эти цифры сразу дают раскладку и по родам войск, у пресловутых татарских головорезов тупо САПОГ не было, вот почему европейцы изображают крымско-татарских воинов именно такими

да и по воспоминаниям европейцев крымские татары вооружены "ножом, арканом, ногайкой и луком с 5-6 стрелами, а вместо сабли кобылья бедренная кость" (типа дубина такая), копья были редки и зачастую состояли из привязаного к палке ножа, вместо доспехов использовался бараний тулуп, которых в холод выворачивали шерстью внутрь, мало у кого был свой конь, коня брали вскладчину у богатых соседей (такие вот непобедимые крымско-татарские бойцы, походу им просто нечего терять было), а в случае неудачных набегов они либо продавали в рабство своих младших родичей, чтобы рассчитаться, либо продавались сами, такая вот неприкрытая реальность о армиях Крымского ханства...А так, с лёгкой руки Оттоманского султана у них аж 70(!) латников появилось...на 4.000 рыл и 1.000 сабель!

>Таким образом ударная турецко - татарская армия обладала
>огромным потенциалом , с лихвой перекрывая потребности
>похода. Для сравнения, всё население Крымского ханства на то
>время ок. 54 тыс.чел. ( из них ~36 тыс.чел. т.н. "крымских
>татар", 9.200 "греков"-румеев (хотя "романиоты" это вроде-бы
>как-бы и жиды?!), 1.180 армян, 3.200 цыган (типа они уже
>вовсе и не "романиоты". SKUNK69), 2.600 караимов, и ок. 1.800 чел.
>различного происхождения (адыги, турки, европейцы,
>молдаване, болгары, грузины )), Едисанской орды ~8 тыс.чел.(
>5 племён ), Джембойлукской орды ~3 тыс.чел.( 5 племён ) и
>Едичкульской орды ~2 тыс. чел. (4 племени ), Малых ногаев
>~16 тыс.чел., население Кабарды насчитывало ~18 тыс.чел.

Цифры просто замечательные, использую их везде где только можно, это вам не мифические записки сказочного стамбульского жидка Элайи Челеби, у которого мама из Абхазии, а папа юрист, извиняюсь ювелир , но даже он утверждает, что владения крымских татар на севере оканчивались на...Перекопе, а якобы принадлежавшие хану степи якобы арендовали ногайцы (наверное как Россия "арендовала" у Китая Порт-Артур, Португалия - Макао, а Британия - Гонконг ) правда немного напрягает, что о великом "турецком" путешественнике да и вообще о истории османской империи мы узнаём только в 30-е годы Х1Х века, причём со слов австрийского барона Йозефа фон Гаммер-Пургшталя (нем. Joseph Freiherr von Hammer-Purgstall; 9 июня 1774, Грац — 23 ноября 1856, Вена), а так ничё, пойдёт для общего развития

Кстати ногайцы, как и казаки, были хотя и малочисленные, но судя по источникам и изображениям вооружались явно побогаче, да и вообще были фактически полупрофессионалами, перманентными конкурентами и соратниками казачьих ватаг, да и лошадок у них походу было с лихвой, правда количеством похвастать не могли, по самым оптимистичным расчётам едисанцы могли набрать под 1.000 бойцов, джембойлукцы сотни четыре, едичкульцы сотни три, ну и малые ногаи под 2.000 бойцов, а шумная адыгская Кабарда даже 2.500 бойцов, что довольно гармонично соотносится с количеством "казачьих войск", в общем и тех и других было мало, но все в тельняшках

>Сама Астрахань, при населении 5 тыс.чел., имела гарнизон в
>"400 стрельцов и городовых казаков с огненым боем", но этот,
>вроде бы незначительный, контингент оборонял мощнейшую в
>регионе каменную крепость: "Территория кремля занимала
>площадь в 11 гектаров, толщина каменных стен колебалась от
>2,8 до 5,6 метров, а их высота – от 7 до 11,3 метров. Боевые
>площадки крепостных стен прикрывались двурогими зубцами с
>бойницами. Стены подкреплены трех-, четырех- и пятиярусные
>башни. Одни из них были глухие (Архиерейская,
>Артиллерийская, или Пыточная, Крымская), другие – проездные
>(красные, Никольские, Пречистенские ворота), достигали
>высоты 12,7 – 17 метров, а толщина их равнялась 3-3,5 м. Над
>зубчатым сводом башен возвышались деревянные шатры со
>сторожевыми вышками. В караульной вышке на Пречистенской
>башне находился сторожевой колокол. Угловые башни выступали
>вперед, и с них можно было бить по врагу, подошедшему к
>стенам крепости". Разноплеменные "торговые кумпании" так же
>имели, каждая свою, наёмную охрану и отнюдь не стремились
>добровольно расставаться с имуществом. Московское
>правительство не пожалело на защиту столь важного форпоста
>"зелия и снаряда" и осада такой первокласной крепости, как
>Астрахань, без тяжёлой артиллерии, с "12 пушками «полковыми
>невеликими»", даже для такой мощной армии, как турецкая,
>оказалось делом безнадёжным,

Дальше идёт чисто мой текст, хотя думаю смена стилистики заметна невооружённым взглядом.

>да что там говорить, один вид
>этого первоклассного торгового форпоста должен был распугать
>всех окрестных макак в окружности "на тысшчу вёрст", сам был
>в этой крепости, впечатляет, а наши туземные противники по
>боксёрскому рингу в том далёком 1985-м году, из старинного
>казачьего городка Грозный, столицы "чучмекской АО", стояли
>раскрыв свои обезьянские хлеборезки в сторонке, не заходя
>внутрь, и сразу становилось понятно, как подобные им
>обезьяны смотрели на первокласную передовую крепость
>процветающей торговой фактории, единственной СТОЛИЦЫ на
>побережье Каспийского моря...

Дальше опять авторский текст.

>Как известно, поход окончился полной неудачей. Турки,
>конечно, не в состоянии были прорыть канал между Волгой и
>Доном для доставки тяжёлой осадной артиллерии. Бесславное их
>возвращение через безводные степи, по которым их «нароком»
>водили крымцы, стоило им огромных жертв. В Турции решено
>было более не предпринимать попыток захватить устье Волги и
>соединять ее с Доном. Турецко-татарские историки приписывают
>это агитации Девлет-Гирея, будто бы выставлявшего Селиму всю
>невозможность второго предприятия и неприемлемость для
>«правоверных» владения астраханскими местами. По их словам,
>хан доказывал, что прорытие канала вызовет образование
>огромного, но мелкого озера-моря, благодаря чему, с одной
>стороны, невозможно будет турецким судам из-за мелководья
>проникать в Крым, а с другой — откроется широкая дорога для
>войск «гяуров»-москвичей, которые будут в состоянии
>проникать на ладьях к Крыму и беспрепятственно его громить.
>Второй его довод будто бы заключался в том, что в районе
>Астрахани ночь так коротка, что мусульмане не в состоянии
>будут отправлять свои вечерние и утренние молитвы — слишком
>мал будет между ними промежуток.
>
>Конечно, не это было причиной отказа турок от повторения
>своего предприятия. Их отвлекла от малоудачливой, трудной и
>в сущности не очень им нужной военной астраханской операции
>огромная война, которая предпринята была ими в Средиземном
>море и против монархии Габсбургов, и принесшая им только
>поражение... Напрасны были поэтому все старания Касим-паши
>вновь поднять турецкое правительство к походу на Астрахань;
>последнее приказало ликвидировать все оставшиеся еще в Крыму
>воинские припасы.

А вот здесь хочется немного дополнить несколько не устраивающий меня вывод автора, причина по которой Девлет-Герай, даже с учётом полной проплаты и снаряжения похода целиком за счёт Селима, как мог саботажничал, по моему видна как на ладони, торговые корпорации Крыма и торговые корпорации Астрахани - регулярные контрагенты, это только Обамка может не понимать всю катастрофичность эмбарго и санкций...а тогда считать умели получше нынешних калькуляторов, да, Селима можно понять, он хотел подмять под себя весь торговый узел, контролировать всю "пищевую цепочку" и при этом иметь экономические рычаги воздействия на соседей, надеясь получить всё это как нынешняя сша в складчину и малой кровью, но для Крыма-то это была самая настоящая катастрофа, это всё равно, что России сейчас нефтью торговать пока разрешать, а газом - напрочь запретить! Ведь фактически треть Крыма жила именно за счёт связей с востоком.

Да, пока ногайские и казачьи разъезды численностью от полутора десятков до нескольких сотен исправно прочёсывали проходной двор Дикого Поля, отлавливая разношерстных залётных гастарбайтеров, пёрших зачастую из тех же самых Оттоманских владений, да с ПольскоРоссии (а то и друг-дружку если повезёт) и регулярно сдавали их на Перекопе в добрые руки крымчаков, ну или перекопские ворота выплёвывали в степь такие же банды собственно крымских голодранцев, которые, допускаю, сбившись с теми же ногайцами и казаками в огромную толпу в пару-тройку тысяч могли таки месяца через полтора, через раздробленные полузависимые земли удельных княжеств дойти до Москвы, и даже, чёрт с ней, запалить это деревянное торжище, но вот полоны никак не могли быть огромных размеров, ну МАКСИМУМ раза в 2 больше числа бойцов, ведь это обязательные дополнительные затраты на жратву, транспортировку обязанного иметь товарный вид пленного контингента и в конце концов максимально быстрое линяние до хаты, чтобы хозяева опомнившись не порвали тебя на британский флаг, как зачастую и случалось...в конце-концов просто бизнес, ничего личного, а бизнес не терпит толпы, огласки и непредвиденных затрат...

А здесь Девлет-Гераю фактически предложили отрезать себе левую руку ржавой пилой да ещё и пообещали, что если он будет усердно пилить ему еще позволят отпилить себе ногу до колена, поэтому охреневший от предстоящей финансовой катастрофы он из кожи лез вон, чтобы благодетель ни в коем случае не добился успеха, да ещё думаю всеми силами "не мешал" казакам прореживать турецкое воинство

>Проезжавший через Кафу в феврале — марте посол в Турцию И.
>П. Новосильцев писал, что в Кафе и в Азове нет совершенно
>«воинских турских людей», кроме «городовых мастеров и
>подкопщиков и кузнецов и плотников», да небольшого
>количества янычар, охранявших пролом в азовской городской
>стене, который образовался в результате взрыва. «А в Азове,
>— сообщал также И. П. Новосильцев, — ныне наряду, которой
>был привезен для астороханского походу 3 пушки болших, а
>ядра у них поменше головы человечьи, да под теми пушешек с
>30 полковых, а стоят в городе; а старого наряду, сказывают,
>в Азове есть много, а лежит, деи, не в береженье. А запасу
>людцкого, муки и ячмени, в Азове добро было навожено много
>летось для астороханского походу. Да в Азове ж лежит запас,
>которым было делати перекоп з Дону на Волгу, лопат и
>заступов и топоров и просеков, всего 16 тысеч. А иной, деи,
>наряд, пушки, отвезены из Азова назад во Царьгород сего
>лета; а запас людской, муку и ячмень почали отвозити как
>Иван был во Царегороде а которые корабли пришли в Азов
>с-Ываном вместе, в те корабли поклали муку и ячмень и
>повезли в Кафу, сказывают, продавати, а иной запас перегнил
>и лежит не в береженье. А вперед к Асторохани от Турского
>войны в Азове не чают».
>
>По собранным Новосильцевым в Стамбуле сведениям, на родину
>вернулось меньше четверти турецкого войска; не все вернулись
>и санджаки, а из более 3000 турок возвратилось всего 700, да
>и то все больные; вернувшись в Турцию, они открыто заявляли,
>что они ни за что вновь не пойдут в такой поход, — пусть уж
>лучше султан казнит их на родине."

Ну вроде всё, дальше идут исключительно мои исследования и добавить к себе мне пока нечего , благодарю за внимание.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments